Присоединяйтесь к сообществу Мастерград

Зарегистрироваться
#5675658

Добрый день. Поделюсь своей конструкцией автоматических форточек в теплице. Пока приводы двух форточек управляются термореле. На следующем этапе прикручу ардуино.

Тут несколько фотографий:
Мотор-редуктор вращает шпильку, по резьбе которой движется гайка. К гайке приварена тяга, которая воздействует на рычаг, закрепленный на форточке.

Регистрация: 16.11.2009 Апрелевка Сообщений: 77

Класс! открытие отличное. Я экспериментировал, но в дело пока не пошло.

проработали безотказно весь сезон (5 месяцев начиная с 1 мая). Считаю, эксперимент удался

Maximus71 написал:
проработали безотказно весь сезон (5 месяцев начиная с 1 мая). Считаю, эксперимент удался

Maximus71, Привет. Тоже заморочился терморегулированием теплицы, но идея еще на стадии воплощения, хотя и опробована на коленке.
Я переработал найденную где то схему на базе автомобильных реле:

Использовано : 1 двигатель стеклоподъемника, три штуки пятиконтактных реле, блок питания на 12 В, , пара концевиков и кучка проводов.
Механизм открывания и закрывания аналогичен вашему, тросик на вал. Для управления каждым дополнительным окном требуется еще пара реле, пара концевиков и двигатель.
Работоспособность схемы мною проверена:

Всем удачных идей.


Модератор Регистрация: 16.02.2006 Липецк Сообщений: 7990

Сабир, можете сообщить, во сколько вам обошлись все комплектующие?

jek написал:
Сабир, можете сообщить, во сколько вам обошлись все комплектующие?

jek, Да, :.


Модератор Регистрация: 16.02.2006 Липецк Сообщений: 7990

Спасибо. 865 рублей - это вполне себе бюджетно. Заморочки с гидроцилиндром вышли бы дороже.

jek написал:
Спасибо. 865 рублей - это вполне себе бюджетно. Заморочки с гидроцилиндром вышли бы дороже.

jek, Да самое дорогое двигатель стеклоподъемника - 600р. Термореле -100р. Автореле по 55р. Блок питания от старого компьютера. На авторазборке и того дешевле.
На случай отключения электричества можно добавить в схему 3-4 аккумулятора 18650 с и . Батареи 18650 вытаскиваются из убитых аккумуляторов ноутбуков.


Модератор Регистрация: 16.02.2006 Липецк Сообщений: 7990

Сабир написал:
На случай отключения электричества

А вы собираетесь реализовывать этот вариант?

jek написал:

Сабир написал:
На случай отключения электричества

А вы собираетесь реализовывать этот вариант?

jek, Да, обязательно, так как в саду бываем только по выходным, а ехать 18 км. Да и тепличка 8х3, много там всего .


Модератор Регистрация: 16.02.2006 Липецк Сообщений: 7990

Понятно.

Сабир, рад за Вас! Желаю удачного воплощения идеи на реальной теплице.
С Вашего позволения, несколько комментариев к схеме.
Т.к. ток мотора стеклоподъемника довольно большой, то при его размыкании концевиком возникает существенная ЭДС самоиндукции, что приведет к искрению контактов концевиков (кстати, хорошо бы их на схеме указать, это существенно). Нужны мощные концевики. Ну или допиливать схему элементами искрозащиты, например диодами.
В момент пуска двигателя через него кратковременно протекает ток, существенно превышающий номинальный. Есть риск, что компьютерный БП в этот момент уйдёт в защиту. Нужно применять БП с зпапсом по мощности, особенно если будет несколько форточек открываться.

Сабир написал:
Механизм открывания и закрывания аналогичен вашему, тросик на вал.

Не не не, у меня принципиально другой механизм: никаких тросиков, винтовая передача, всё жёстко.

Maximus71 написал:
Сабир, рад за Вас! Желаю удачного воплощения идеи на реальной теплице.
С Вашего позволения, несколько комментариев к схеме.
Т.к. ток мотора стеклоподъемника довольно большой, то при его размыкании концевиком возникает существенная ЭДС самоиндукции, что приведет к искрению контактов концевиков (кстати, хорошо бы их на схеме указать, это существенно). Нужны мощные концевики. Ну или допиливать схему элементами искрозащиты, например диодами.
В момент пуска двигателя через него кратковременно протекает ток, существенно превышающий номинальный. Есть риск, что компьютерный БП в этот момент уйдёт в защиту. Нужно применять БП с зпапсом по мощности, особенно если будет несколько форточек открываться.

Сабир написал:
Механизм открывания и закрывания аналогичен вашему, тросик на вал.

Не не не, у меня принципиально другой механизм: никаких тросиков, винтовая передача, всё жёстко.

Maximus71, Извиняюсь. Я напутал конечно . Имел ввиду Романа Кабанова.
Про ваше замечание о концевиках: на схеме они указаны и стоят на обмотках катушек, а не на питании мотора, там ток небольшой.


Сабир написал:
Про ваше замечание о концевиках: на схеме они указаны и стоят на обмотках катушек, а не на питании мотора, там ток небольшой.

Действительно, есть концевики на схеме... Просто Вы их так обозначили, что я не узнал... Ну а раз они в цепи обмотки, значит искрить будут не так сильно, как контакты реле, коммутирующие мотор.
Если делать по правилам, то надо обеспечить искрозащиту обоих концевиков и контактов всех трех реле. Все таки все они коммутируют индуктивную нагрузку.
Справедливости ради надо сказать, что многие (включая автора упомянутого Вами видео) игнорируют искрозащиту. Так сказать, приносят надёжность и долговечность схемы в жертву простоте.
У меня тоже нет искрозащиты. Так мои моторчики едят всего по 30 мА, а Ваши реле по 150 мА, а мотор, наверно ампер 5...

Maximus71 написал:

Сабир написал:
Про ваше замечание о концевиках: на схеме они указаны и стоят на обмотках катушек, а не на питании мотора, там ток небольшой.

Действительно, есть концевики на схеме... Просто Вы их так обозначили, что я не узнал... Ну а раз они в цепи обмотки, значит искрить будут не так сильно, как контакты реле, коммутирующие мотор.
Если делать по правилам, то надо обеспечить искрозащиту обоих концевиков и контактов всех трех реле. Все таки все они коммутируют индуктивную нагрузку.
Справедливости ради надо сказать, что многие (включая автора упомянутого Вами видео) игнорируют искрозащиту. Так сказать, приносят надёжность и долговечность схемы в жертву простоте.
У меня тоже нет искрозащиты. Так мои моторчики едят всего по 30 мА, а Ваши реле по 150 мА, а мотор, наверно ампер 5...

Maximus71, Спасибо за замечание. Главное простота и себестоимость. В момент включения мотора потребление на доли секунды подскакивает до 5 Ампер, а при вращении около 1-го.


Я еще немного порассуждаю про схему Сабира.

Сабир написал:
На случай отключения электричества можно добавить в схему 3-4 аккумулятора 18650

Ваша схема потребляет в режиме покоя (когда мотор не вращается) 150 или 300 мА (в зависимости от температуры у Вас одно или два реле постоянно в работе, обмотка реле 80 Ом, значит ток 150 мА). Емкости аккумов 18650 (пусть 2 Ач) хватит на 6 часов покоя. Форточка срабатывает обычно 2 раза в сутки (утром открывается, вечером закрывается). От открытия до закрытия грубо 12 часов. Т.е. без электричества только на аккумах форточка сработает один раз, до следующего не дотянет. Ну т.е. если Вы только по выходным будете приезжать, то есть риск... Тут надо или аккум автомобильный, или схему переработать, чтоб в состоянии покоя не держать обмотки реле под током, или может реле взять с большим сопротивлением обмотки... Ну или оставить как есть и смириться с риском
Мои обе форточки вообще не потребляют тока в состоянии покоя. На аккуме (12В 2Ач) может проработать всё хоть месяц.

P.S. Каждый решает сам: что важней, какую конструкцию и схему выбрать. Я ничего не критикую, просто делюсь своими доводами. Возможно, кому-то они будут полезны при выборе конкретного решения.

Maximus71 написал:
Я еще немного порассуждаю про схему Сабира.

Сабир написал:
На случай отключения электричества можно добавить в схему 3-4 аккумулятора 18650

Ваша схема потребляет в режиме покоя (когда мотор не вращается) 150 или 300 мА (в зависимости от температуры у Вас одно или два реле постоянно в работе, обмотка реле 80 Ом, значит ток 150 мА). Емкости аккумов 18650 (пусть 2 Ач) хватит на 6 часов покоя. Форточка срабатывает обычно 2 раза в сутки (утром открывается, вечером закрывается). От открытия до закрытия грубо 12 часов. Т.е. без электричества только на аккумах форточка сработает один раз, до следующего не дотянет. Ну т.е. если Вы только по выходным будете приезжать, то есть риск... Тут надо или аккум автомобильный, или схему переработать, чтоб в состоянии покоя не держать обмотки реле под током, или может реле взять с большим сопротивлением обмотки... Ну или оставить как есть и смириться с риском
Мои обе форточки вообще не потребляют тока в состоянии покоя. На аккуме (12В 2Ач) может проработать всё хоть месяц.

P.S. Каждый решает сам: что важней, какую конструкцию и схему выбрать. Я ничего не критикую, просто делюсь своими доводами. Возможно, кому-то они будут полезны при выборе конкретного решения.

Maximus71, Приветствую. Еще раз спасибо за замечание. Задумался .
Заставили меня промерить токи покоя .
В режиме простоя потребление схемы 30 мА. Однако в режиме ожидания спада температуры ток 270 мА. В этом режиме ожидания падения температуры (с открытыми форточками) схема может находиться около 12 часов. За 12 часов выдует с аккумулятора более 3 Ампер. Таким образом, на резервное питание мне нужен аккумулятор минимум около 6 А/ч (чтобы хоть 50% заряда осталось). Выход или добавить 18650 до 4-х штук, или поставить что то побольше (ИБП, например на 7-12 А/ч). Больше суток отключения в саду не будет. Вот такое ТЗ мне .


Регистрация: 27.09.2013 Альметьевск Сообщений: 1

А если добавить для подзарядки простейшую солнечную батарею,от садового подсветочного фонарика например?

Ledlin написал:
А если добавить для подзарядки простейшую солнечную батарею,от садового подсветочного фонарика например?

Ledlin, если я Вас правильно понял, речь идёт примерно о таком фонарике:

Если так, то это к обсуждаемой схеме Сабира не подойдёт. Во всяком случае без существенных доработок...
Во-первых, в фонарике подзаряжается один Ni-Cd или Ni-MH аккумулятор. Его напряжение 1,2В. Схема же на автомобильных реле должна питаться от 12В. И аккумулятор должен быть соответствующий. Или кислотный, или, как предлагает Сабир, 3-4 Li-Ion аккумулятора 18650. Для зарядки таких аккумов нужно большее напряжение, чем для Ni-Cd.
Во-вторых, ёмкость аккума в фонарике (из тех, что мне попадались) где-то 600-800 мАч. Такую емкость солнечная батарея зарядить в состоянии (и то не факт , что на 100%). А для схемы Сабира надо в 10 раз большая емкость.
В принципе, идея с подзарядкой аккумулятора от солнечной батареи имеет право на жизнь. Можно достать солнечные батареи из 10 фонариков, соединить их последовательно, подключить через модуль повышения напряжения (например, стоит $0,44). Должно работать.

С механическими приводами по моему не очень надежно получается. Я думаю с Ардуино у вас должно обойтись без них. Или вот можно использовать извещатель типа Алонио для аварийного случая, если все отрубится...

Honda Accord, Sennheiser HD800s, Whistler XTR-690, ZOTA “Carbon” AlonioT6

Сабир, Нашел решение проблемы излишнего потребления в режиме "ожидания падения температуры". Отказался от электронного регулятора температуры в пользу механического. Нашел в закромах два с диапазоном 5-30 гр.


**Maximus71 ... Так мои моторчики едят всего по 30 мА, а Ваши реле по 150 мА, а мотор, наверно ампер 5...

Maximus71, Подумываю тоже перейти на вашу схему привода и .


Сабир написал:

**Maximus71 ... Так мои моторчики едят всего по 30 мА, а Ваши реле по 150 мА, а мотор, наверно ампер 5...

Maximus71, Подумываю тоже перейти на вашу схему привода и .

Сабир, , на мой взгляд, действительно получилась очень удачной. Сравнительно простая, но надёжная, дешевая, отработала у меня весь сезон безотказно. Если возникнут вопросы - спрашивайте, расскажу, что смогу.
Если у меня дойдут руки, в новом сезоне поставлю такой же привод на третью форточку (в крыше) и заменю просто терморегулятор на микроконтроллер (ардуино или ESP8266). Будет возможность дистанционного мониторинга и управления.

Maximus71, Спасибо. Подумал, что на тросиках и пружинах не совсем будет ветроустойчиво. Тоже начал осваивать Ардуино, но это связано с моим токарным станком .


Сабир написал:
Тоже начал осваивать Ардуино, но это связано с моим токарным станком .

Arduino для токарного станка не подойдет, для ЧПУ нужны другие контроллеры. STM хотя бы, или специальные. Вот например глянь красота какая. С драйверами на борту...

Илья345 написал:
Или вот можно использовать извещатель типа Алонио для аварийного случая, если все отрубится...

Если все отрубится, то только с автономным питанием автоматика и проживет какое то время.

Artem.B написал:

Arduino для токарного станка не подойдет, для ЧПУ нужны другие контроллеры. STM хотя бы, или специальные. Вот например глянь красота какая. С драйверами на борту...

Artem.B, На Ардуино уже куча токарных станков, я буду только повторять .


Регистрация: 22.12.2009 Екатеринбург Сообщений: 3107

Моторчик стеклоподъёмника потребляет около 1,5 ампер, под нагрузкой до 2 не дотягивает. Пусковой ток, электротестер не успевает ловить, но думаю что он тоже не велик. Конечники отрабатывают нормально и в цепи самого движка, хоть релюшек меньше.

Под измененную механику с меньшим потреблением пришлось разработать схему бесперебойного питания:

В качестве блока питания можно использовать БП компьютера, зарядное для сотового телефона и т.п.

_*Перед включением, вращением регулятора резистора, плату МТ3608 настроить на выдачу 12 Вольт. На плате ТР4056 два светодиода. Зеленый (синий) показывает отсутствие заряда (аккумуляторы заряжены или отсутствуют), красный показывает процесс заряда. Долгое горение красного (в течение суток) намекает на проблемы с одним из аккумуляторов. _

По данной схеме преобразователь МТ3608 может быть настроен на питание потребителей от 5 до 27 Вольт. Платы ТР4056 вроде как позволяют отдачу от аккумуляторов тока до 6 Ампер(где б еще такие аккумы найти), однако платы МТ3608 могут пропустить ток до 2 Ампер (мотор стеклоподъемника в течение минуты крутит, но нагревается). Не пробовал, но есть информация что МТ3608 можно параллелить как и ТР4056 для пропускания бОльших токов. Дополнительно подключенные платы МТ3608 одновременно могут питать других потребителей различным напряжением. Все хотелки ограничены только максимальным током схемы и объемом емкости аккумуляторов (при отключении сетевого напряжения). Схему можно с минимальными корректировками применить для других целей, например, как ИБП для инкубатора.
Схема как и все остальное опробована. На сегодня себестоимость комплекта на 2 форточки составляет около 3000 руб.


Пришли минимоторчики с редукторами, как у , только на 12В и 100 оборотов/мин (момент больше). Не думал что такие крошки. Однако, уже при 9В тяга такая что пальцем вал 3мм не удержать. Собрал схему привода на новом моторчике. В режиме ожидания 3 аккумулятора 18650 суммарной емкостью 2500 мАч (дешманские по 300р), продержались в течение 11 часов. Напряжение было выставлено 9В, т.к. это минимальный порог, при котором реле гарантированно срабатывают.
Таким образом, при использовании более качественных аккумуляторов вопрос ИБП можно закрыть.


Сабир, а схема управления осталась такая же, как и в первоначальном варианте? И если можно - пробегитесь по ее логике, а то я запутался (. Кстати, то же заказал с али моторчик. Только с червячной передачей. Вот такой: