Вчера долго с недоумением разглядывал соединение медных шин с алюминиевыми выводами трансформатора France Transfo (обмотки тоже алюминиевые). Никакой пасты/смазки электромонтажники не применяют. Или это анодированный алюминий?
Да зайдите в любое ЗРУ 6кВ сплошь и рядом такие соединения шин! Al + Cu
Это только теоретики спорят а практики болтами вот так соединяют))
Ну еще мы шины когда алюминеиевые и медные сбалчивали циатимчика добавляли вроде для защиты от окисления
evgenygrig написал :
Или это анодированный алюминий?
А это точно алюминий? Может, лужёная медь? По фотке не понять, вот если бы напильничком пошкрябать...
Я один раз, работая в Элтехнике, заметил как одна очень борзая бригада залепила в шкаф КРМ алюм вместо лужёной меди. Доказать это можно было только сравнив массу, сделав приличный демонтаж.
avmal написал :
Будем считать, что я это не читал.
А чего я такого опять ляпнул?...
Я с алюминием много поработал. Серенький такой, матовый. Со следами от прокатного стана.
Медь мы делали сами и сдавали в гальванику на Адмиралтейские Верфи. Свою гальванику мы закрыли после приватизации завода. Так эта лужёнка тоже серая и матовая. Только следов от прокатного стана нет. Было только два верных метода отличить: сравнить массы или добраться (напильником, сверлом) до истинного цвета металла.
avmal написал :
А вдруг придется приехать в Питер и с вами там встретиться?
Ну, я маленький человек, шалабушками торгую. Вы же заказываете серьёзные вещи, щиты там всякие. Так что Вас будут встречать наши технические зубры из соседней комнаты.
avmal написал :
нормальный алюминий нужно ловить после протяжи
Может и после протяжки. Правда мы его ещё у себя в цеху и прокатывали, когда шина приходила в рулонах, а не полосой. Потом рубили на полосы, потом рубили в размер, потом рихтовали. Вобщем, полосочки там на поверхностьи есть такие специфические. А гальваника всё скрывает.
Наши ОТК вообще мышей не ловил, не мог отличить медь от алюма...
Окисление будет в месте соединения, а по верхам где головки болтов и шайбы с гайками будет чисто, и если рабочий ток в этом соединении не будет превышать пропускную способность четырех болтов, то работать будет.
evgenygrig написал :
Вчера долго с недоумением разглядывал соединение медных шин с алюминиевыми выводами трансформатора France Transfo (обмотки тоже алюминиевые). Никакой пасты/смазки электромонтажники не применяют. Или это анодированный алюминий?
Это алюминий- более того во всех щитах на подстанциях и РП шины, как правило, алюминиевые, а разъединители на отводах от них к автоматам- медные, и далеко не всегда луженые...
и никаких стальных прокладок, но - это не на улице , а в помещениях под крышей и алюминиевые шины толщиной 5- 10 мм окисляться будут долго...
leonard написал :
Окисление будет в месте соединения, а по верхам где головки болтов и шайбы с гайками будет чисто, и если рабочий ток в этом соединении не будет превышать пропускную способность четырех болтов, то работать будет.
Но соединение конечно глупое.
это нормальная практика, а вот заявление , что если "рабочий ток в этом соединении не будет превышать пропускную способность четырех болтов, то работать будет." - это точно несусветная глупость...
в частности потому, что такие болты (точнее, шпильки) на электропечах например, ставят из латуни или нержавеющей стали - на токи более 10 000 Ампер, а такой ток "пропускная способность" и 4 и 12 болтов не обеспечит...но печи работают годами...потому, что ток не болты пропускают..
Специально для Leonard: номинальный ток там небольшой - до 4500 Ампер на шину, а рабочий еще меньше - где-то до 3000 Ампер. Соединения конечно под крышей в встроенной ТП. Спасибо Valeriko - успокоили.
По поводу последней фотографии:
разве соединение слева не следовало выполнить тем же способом, что и сверху?
Кстати, для чего промежуточное соединение вообще? Так получилось или так задумано?
Да мне самому не нравится.
Можно было сделать Z-образную пластину для прямого соединения. А монтажники предпочли 2 уголка с промежуточным болтовым соединением - уголки подгонять не надо.
Мне вообще эта система шин не нравится.
От ТП до этажных ВРУ шины набраны 4-метровыми кусками. При расстоянии 70 метров - 20-30 промежуточных болтовых соединений.
evgenygrig написал :
Специально для Leonard: номинальный ток там небольшой - до 4500 Ампер на шину, а рабочий еще меньше - где-то до 3000 Ампер. Соединения конечно под крышей в встроенной.
С такими токами все намного серьезней, конечно когда оксид скопится между пластинами большая часть тока станет на болтах, и когда нить они своим нагревом раслабят все соединение в целом.
Комментировать я люблю, правда я никогда не подключал трансформаторы к шинопроводам. Поэтому не знаю, какие там правила и традиции. Вариант прямого подключения выглядит на первый взгляд рациональнее. Но его гораздо труднее и дольше делать. Труднее ловить миллиметры если шина имеет два изгиба. А без точности возникнут лишние механические нагрузки на выводах трансформатора. Лучше наверное использовать гибкие многослойные или очень гибкие плетёные соединители. Плетёнки хороши и в смысле вибрации трансформатора. Только дорогие очень.
ВТБ! написал :
А само соединение двух пакетов крайними пластинами?
Да, это наводит на размышление. В ГОСТе 10434-82 есть такой текст: "2.1.12. К каждому болту (винту) плоского вывода или к штыревому выводу рекомендуется присоединять не более двух проводников, если иное не указано в стандартах или технических условиях на конкретные виды электротехнических устройств."
А тут слева 9 шин в пакете...
evgenygrig написал :
Спасибо Valeriko - успокоили.
В ГОСТах и ПУЭ есть нормы на плотность тока шин и межшинных соединений,
но и так понятно, что для шины сечением 1000 мм2 ( 100х10 мм)
ее соединение "квадратом" с такой же 100х100 мм2 - т.е 10 000 мм2 (минус площадь отверстий для 4-х болтов М12 - где-то ф 13,5 мм2)
вполне достаточно надежно..
Юрка написал :
Комментировать я люблю, правда я никогда не подключал трансформаторы к шинопроводам. Поэтому не знаю, какие там правила и традиции. Вариант прямого подключения выглядит на первый взгляд рациональнее.
все электропечи подключаются такими шинами именно так- проблем при аккуратном монтаже нет...и я как раз этим занимался не один год...
Юрка написал :
Труднее ловить миллиметры если шина имеет два изгиба. А без точности возникнут лишние механические нагрузки на выводах трансформатора.
Тем не менее , не только Г-образные, но и П-образные целиковые пакеты мы делали... 10х120 мм - пакетом из 3-х штук.. в конце концов, перешли на П-образные из двух Г- образных с профрезерованными овальными отверстиями...
Юрка написал :
Труднее ловить миллиметры если шина имеет два изгиба. А без точности возникнут лишние механические нагрузки на выводах трансформатора.
и на графитовый электрод, к которому они подводятся..
Юрка написал :
Лучше наверное использовать гибкие многослойные или очень гибкие плетёные соединители.
Мы от них отказались- дороги и качество опрессовки наконечников ( кстати, из Питера последняя поставка заказана была)
сильно ухудшилось...грелись в месте соединения с наконечниками , хотя и не все..
Юрка написал :
А тут слева 9 шин в пакете...
шина толщиной 25 мм - дефицит и тяжело обрабатывается, 3 шины по 10 мм в пакете толщиной нам разрешили проектировщики печей применить.. годы эксплуатации показали достаточную надежность этого при токах более 10 кА и высокой температуре у печей..
Юрка написал :
К каждому болту (винту) плоского вывода или к штыревому выводу рекомендуется присоединять не более двух проводников
Valeryko написал :
3 шины по 10 мм в пакете толщиной нам разрешили проектировщики печей применить.. годы эксплуатации показали достаточную надежность этого при токах более 10 кА и высокой температуре у печей..
Я не против большого количества шин в пакете. Но я за то, чтобы эти пакеты соединялись как пальцы левой и правой руки (указательный рядом с указательным, средний рядом со средним и т.д.). Иначе шины пакета оказываются в неравных условиях. Это наверняка скажется на распределение температур.
Юрка написал :
Я имел в виду такие плетёные соединители (см. справа на картинке). Мы их берём во Франции через Москву. Наконечники вроде не нужны.
ну а я имено ПЛЕТЕННЫЕ "косичкой" (чтобы не расплетались) медные провода 2-3 мм диаметром и сечением 500 мм2 с наконечниками на 4 болта М12 на концах...
ВТБ! написал :
Тогда почему бы по всей длине шинопровода не соединять пакеты таким же способом - внахлёст?
Тепловизор на штатив - и халтура будет видна визуально...
без "тепловизоров" глдами работает на печах на десятки тысяч Ампер...
а на РП-подстанциях это нужно только на вводе - отводы от шин потребителям относительно слаботочные...
Юрка написал :
Я не против большого количества шин в пакете. Но я за то, чтобы эти пакеты соединялись как пальцы левой и правой руки (указательный рядом с указательным, средний рядом со средним и т.д.). Иначе шины пакета оказываются в неравных условиях. Это наверняка скажется на распределение температур
это не так уж и существенно - они же параллельно подключены, Вы же не подключаете провод ф20 мм,например, распиливая его на две части и вводя клемму еще и в пропил?
Пытались у нас "умники" вместо 4000 мм2 - 2000 мм2 применить
после того, как 30 кВт стало теряться на шинах и трансформатор 250кВА элементаарно перестал "тянуть", "эксперименты" прекратились - правда, все же 3600 на нескольких печах сделали все же...