Присоединяйтесь к сообществу Мастерград

Зарегистрироваться
#2546607

Muxa написал :
Износ за время работы - разный, но рабоее время - одинаковое.

так вот моточас (тракторный) как раз и был выдуман для более точной (с известной степенью приближенности) оценки износа. что я здесь и доказываю. ведь я не оспариваю тот факт, что астрономическими часами учитывать работу легче и удобнее.
допустим, два аналогичных агрегата работают в различных организациях. возьмем две бензопилы. одна работает в компании по валке леса(на лесоповале), а вторая в компании по благоустройству зеленых насаждений в городе. допустим паспортный ресурс пилы-24 часа(для удобства счета). в первой организации к концу этих 24 часов работы пила будет полностью изношена. а во второй-едва выработает половину ресурса, так как валить столетние пихты и сосны не в пример труднее, чем распиливать упавшие тополя, в добавок еще и трухлявые. согласны? вот и получается, что первая организация спишет пилу со 100% износом, а вторая-практически живую. и что, это правильно? а где экономия в масштабах государства? тракторный моточас как раз и был придуман для уравнивания эксплуатационных условий, чтобы избавить обслуживающий персонал(механика, инженера,бухгалтера) от подбора коэффициентов сложности условий эксплуатации.
я понимаю, что в реальной жизни во второй компании списывать пилу не будут. просто будут пилить "до победного".

Muxa написал :
А теперь я поведаю страшную тайну о том в чём смысл считать моторесурс в такой непонятной простому трактористу вещи как моточасы.
.
.
.

полностью согласен, но не только. но вот так вот исторически сложилось, что по этим самым моточасам еще и рассчитывают расход ГСМ, рассчитывают сроки проведения плановых работ. ну и, иногда, проверяют добросовестность сотрудников.

П.С. вот честно, не ожидал, что мой пост, который имел цель проинформировать население о том, что существуют еще и другие способы оценки износа, приведет к таким бурным дебатам...
П.П.С мы с Вами,Muxa, смотрим на одну и ту же величину с разных точек зрения: Вы с административно-хозяйственной, я с технической. вы оцениваете ресурс с точки зрения списания, а я с точки зрения обслуживания...

RHAPSODY написал :
по этим самым моточасам еще и рассчитывают расход ГСМ, рассчитывают сроки проведения плановых работ. ну и, иногда, проверяют добросовестность сотрудников.

Исключительно правильное резюме. Имею непосредственное к этой теме отношение.

тут, кстати, еще один момент...
допустим, есть работа, которую нужно сделать (спилить маленькую рощу). инженер предприятия рассчитал, что эту работу одна пила будет делать как раз 8 часов при номинальной нагрузке (без перегруза). рабочий, взяв пилу, которая куплена и обслуживается не за его деньги и ему по барабану как она будет изнашиваться, и пошел пилить деревья. но чего ему пилу беречь? и пилил он не 8 часов, как положено, а шесть (а остальные два часа прятался от проверяющих в кустах или просто изображал бурную деятельность. по астрономическим часам(или человеко-часам) пара "рабочий-пила" отработали 8 часов. по факту, пила работала с перегрузом на треть. и изношена она тоже была больше на треть относительно нормального периода работы. рабочий заработал зарплату за 8 часов, а отработал только 6. и инженер ничего не докажет, и бухгалтеру приходится рассчитываться сполна.

вот для предотвращения таких перегибов и был введен метод учета работы "тракторными" моточасами.

или может я и в этом аспекте не прав?

RHAPSODY написал :
или может я и в этом аспекте не прав?

Конечно же правы. Моточасы - это общепринятая практика учета норм расхода топлив и смазочных материалов, в том числе.

POG65 написал :
Моточасы - это общепринятая практика учета норм расхода топлив и смазочных материалов, в том числе.

с этим как раз никто не спорит.
спор возник КАК ИМЕННО учитывать эти самые моточасы...

RHAPSODY написал :
спор возник КАК ИМЕННО учитывать эти самые моточасы...

**По приборам учета. Моточас - это не астрономический час на стрелке циферблата. Обязательно должен учитываться коэффициент использования мощности (максимальной, номинальной..., без разницы). У нас везде где необходимо стоят сертифицированные и оттарированные приборы учета. На глазок и пальцами моточас не измерить.
Пример:
Учет фактических норм расхода ДТ на буровом станке. В литрах на 100 км пройденного пути понятное дело, что глупо нормировать. Т.к. станок стоит на месте и бурит скважину. Прибор учета показывает данные на начало и соответственно, конец периода нарастающим итогом. Разница в показаниях составляет количество отработанных моточасов за период. Остатки ДТ передаются посредством внесения записей в бортовой журнал технологической единицы и скрепляются подписями передающей и принимающей стороны. ОбЪем полного бака известен из технического паспорта (или сертификата емкости). Не трудно определить фактический расход ДТ. Можно посчитать удельный расход ДТ хоть на моточас, хоть на погонный метр разделив фактический расход на количество натуральных показателей. Плановая норма сравнивается с фактической и анализируются моменты, влияющие на экономию/перерасход. Эти данные служат исходным материалом для последующего планирования. Предприятие вправе депремировать/поощрить работника... Вот еще одна функция моточаса - регулятор зарплаты, ФОТ, страховых выплат и т.д.

POG65 написал :
Прибор учета показывает данные на начало и соответственно, конец периода нарастающим итогом. Разница в показаниях составляет количество отработанных моточасов за период.

КАК у Вас считается моточас? час работы или по каким-то другим критериям?

Регистрация: 03.07.2009 Красновишерск Сообщений: 385

А помимо моточаса существует и машиночас. С коэффициентом перевода одно в другое. Но это всё теория. А вот на практике, что производитель минибензотехники называет моточасом - хез! Да и мы, пользователи этого бензоинструмента врядтли будем учитывать время работы ниже номинальных оборотов с целью продлить время до замены масла. Некоторые пытливые умы ищут способ установить на бензоинструмент счётчик моточасов. А мне проще посчитать литры бензина.

RHAPSODY написал :
КАК у Вас считается моточас? час работы или по каким-то другим критериям?

*На разной технике стоят разные приборы учета. Доступа к ним нет. Обеспечить доступ не повредив оборудование невозможно. Поставщик этих приборов - производитель техники. Приборы под пломбами. Принцип расчета основан на сколько в процессе работы, за определенный промежуток времени, была использована мощность техники. Но это не час работы по обычным часам. То есть при большей нагрузке на технику за равный промежуток времени получится большее количество моточасов. Поставщик гарантирует бесперебойную работу стольких-то моточасов для техники при соблюдении графика ППР и ТО (при определенном количестве моточасов). Прозевал ТО - слетел с гарантии. И так считается не только у нас. Это касается бульдозерной техники, тепловозов, дробилок и т.д.

VVell написал :
А помимо моточаса существует и машиночас

*Да. Еще машиносмена. Человекочас.

VVell написал :
А мне проще посчитать литры бензина.

Тоже вариант. А счетчики моточасов на минибензо... мне кажется излишеством.

Регистрация: 29.10.2005 Москва Сообщений: 2678

RHAPSODY написал :
мы с Вами,Muxa, смотрим на одну и ту же величину с разных точек зрения: Вы с административно-хозяйственной, я с технической.

Да с одной точки зрения мы смотрим, и именно административно-хозяйственной.

Любой учёт ресурса в часах, километрах, литрах и прочем это административная точка зрения, потому как при этом учитывается не реальный износ (в виде люфтов и изменения рабочих характеристик), а предполагаемый, на основании данных о выработке и отработке.

И у POG65 точка зрения точно такая же, ему "моточас" с поправкой на режим работы нужен что бы ГСМ не воровали.

Я несколько страниц назад пытался поднять техническую сторону вопроса о том что реальный ресурс надо измерять в виде микрометров сточенного материала, но особого энтузиазма народ не проявил.

Регистрация: 03.07.2009 Красновишерск Сообщений: 385

Заради интереса глянул, как умельцы моточасы подкручивают. Где-то час за час, а где-то зависит от оборотов. Видимо не договорились!

POG65 написал :
Доступа к ним нет. Обеспечить доступ не повредив оборудование невозможно

это естественно

POG65 написал :
Но это не час работы по обычным часам

это то, что я хотел услышать.

Muxa написал :
Да с одной точки зрения мы смотрим, и именно административно-хозяйственной.

может быть... я пока воздержусь от комментариев... подумать надо

Muxa написал :
реальный ресурс надо измерять в виде микрометров сточенного материала, но особого энтузиазма народ не проявил.

правильно! но кто ж будет разбирать агрегат с одной целью-промерять оставшиеся микроны до выхода из допуска? предприятием-изготовителем проводятся ресурсные испытания, в ходе которых устанавливается время работы, за которое агрегат выйдет за поле эксплуатационных допусков. причем испытания проводятся (если производитель сам себя уважает) в различных условиях. а потом уже определяется наиболее вероятные условия эксплуатации и делается вывод о наработке до ТО или ремонта. в каких единицах будет указана наработка-решает производитель исходя из режимов работы, условий эксплуатации и технической возможности реализовать этот самый учет... поэтому потребителю стОит ориентироваться на записи в паспорте изделия.

ur5imw написал:
Очень часто в литературе встречаеться такой термин как " моточас".Что это такое и как его в высчитать ?

ur5imw,Моточас, для каждого отличного от другого двигателя разный. Например существует понятие номинальные обороты двигателя. В этом случае 1 моточас будет равен одному физическому, звездному часу, к которому мы все привыкли иметь дело. Масло полусинтетика меняется по достижению 250 моточасов / пои нормальных условиях, т. е. При эксплуатации двигателя на номинальных оборотах в течении 250 часов. Номинальные обороты, это когда все детали двигателя раскручены до такой степени, что при выполнении работы происходит минимальное давление в местах трения-скольжения и мимальная, близкая к оптимальной нагрузка на детали двигателя,наиболее качественное сгорание топлива, а значит минимальное количество образования сажи(углерода) и попадания её в масло. Работа ДВС на Х.Х. происходит в менее благоприятных условиях, что чревато отложениями на стенках двигателя из-за неполного сгорания топлива, не полностью используется инерция массы маховика и т. д. Даже работа на х.х. холодного двигателя и прогретого двигателя отличаются в плане количества моточасов. Здесь применим какой-либо коэффициент увеличивающий величину моточаса. Возможно это плюс 2/3 времени от нормальной работы двигателя. В таком же плане необходимо рассматривать работу двигателя на оборотах выше номинальных, на которых не предназначена постоянная работа любых двигателей, а только кратковременно, для выполнения кратковременной работы связанной с преодолением каких либо возникших неблагоприятных или опасных условий в работе механизмов или действий или ситуации, которую можно преодолеть только нагрузив двигатель оборотами максимальными или даже максимально допустимыми. Время работы двигателя на максимальных оборотах смело можно идентифицировать ,как моточас с коэффициентом 2. Счетчики моточасов должны отсчитывать количество работы двигателей, учитывая временные промежутки работы на разных режимах. Понятно, что у каждого конкретного типа,модели двигателя свои номинальные обороты, но это легко поправить,применив свой коэффициент,при окончательном расчете, к общему времени в моточасах ,посчитанному счётчиком моточасов.