Вспомнил свой опыт по похожему случаю.
Сделал схему (без реверса, правда) на 220в, проверил, отдал мужику.
На след. день привозит обратно- в гараже не работает!
Добавил кондёров- движок ревёт как трактор.
На след день снова привозит- не работает!
Поехал к нему в гараж, точно, не работает!
Замерил напряжение в розетке- 160В
У него гараж в 300-400 метрах от щитовой, и хз какого сечения кабель...
Так и не запустился...
Маугли7111 написал :
Можно. Только для ваших условий её придётся доработать - схема до 2.2 кВт
brukk написал :
Маугли7111 Чегой-то ошибка с распаковкой архива. А нельзя ли схему напрямую дать?
yurecl написал :
маугли7111, я тоже не могу сей архив посмотреть...
У меня распаковался. Вот обе схемы:
Для подключения трехфазных электродвигателей к однофазной сети переменного тока в качестве фазосдвигающих элементов используют, как правило, конденсаторы. Практика показывает, что для двигателей мощностью 2...3 кВт суммарная емкость фазосдвигающих конденсаторов может достигать 200...300 мкф и больше. Поэтому батарея конденсаторов становится большой по объему, массе и цене. Автор публикуемой статьи предлагает электронное устройство, обеспечивающее работу трехфазного двигателя от однофазной сети без фазосдвигающих конденсаторов. Подключение предлагаемого устройства к электродвигателю и принцип его работы иллюстрирует рис. 1. Узел U представляет собой двунаправленный электронный ключ К, включение которого происходит в строго определенный момент времени.
Для запуска двигателя М1 в его обмотке Б или В должен протекать ток, сдвинутый по фазе относительно тока в обмотке А. Это создает на валу двигателя вращающий момент. В идеальном случае сдвиг по фазе должен быть 120°, реально же для запуска и устойчивой работы двигателя достаточно иметь фазовый сдвиг 50...70°. В описываемом устройстве сдвиг фаз токов достигается замыканием в определенные моменты времени ключом К одной из обмоток двигателя, в данном случае — обмотки Б.
На рис. 2 приведены графики напряжения и токов, поясняющие принцип сдвига токов в обмотках двигателя. График а изображает форму токов в обмотках А и В при разомкнутом ключе К. В этом случае фазовый сдвиг токов равен нулю и вращающий момент на валу двигателя не создается. При замыкании обмотки Б ключом в момент времени Твкл (график б) фазовые соотношения токов в обмотках изменяются. Ток в обмотке В начинает расти быстрее (график в). А так как ток в обмотке В не может измениться скачком, то это приводит к запаздыванию тока Iв относительно Iа на угол j. Хотя форма тока в обмотке В отличается от синусоидальной, фазовый сдвиг токов создает на валу двигателя вращающий момент.
Схема устройства запуска приведена на рис. 3. Двунаправленный электронный ключ выполнен на диодах VD1, VD2 и три-нисторах VS1, VS2. Диоды VD3 и VD4 образуют двухполупериодный выпрямитель сетевого напряжения, а резистор R1 и стабилитрон VD5 — стабилизатор выпрямленного напряжения. Управление тринисторами электронного ключа осуществляется транзисторами VT1, VT2. Момент включения электронного ключа устанавливают резистором R7 "Режим". При минимальном сопротивлении резистора ключ открывается в момент максимального напряжения на обмотке Б электродвигателя (см. рис. 2,6), при максимальном — ключ закрыт. Перед запуском двигателя движок резистора R7 переводят в крайнее нижнее (по схеме) положение, соответствующее максимальному фазовому сдвигу токов и, следовательно, наибольшему пусковому моменту на валу двигателя. После запуска тем же резистором устанавливают оптимальный режим работы двигателя в зависимости от его мощности и нагрузки. Как показала практика, устройство запуска эффективно работает с электродвигателями, частота вращения якоря которых не превышает 1500 об/мин и их обмотки соединены треугольником.
Устройство испытано на работе с двумя двигателями: мощностью 370 Вт (типа АААМ63В4СУ1) 1360 об/мин и мощностью 2000 Вт 1380 об/мин. В обоих случаях оно обеспечивало более уверенный запуск двигателя в сравнении с конденсаторной системой и мощность на валу двигателя после запуска была примерно одинаковой.
Детали устройства монтируют на печатной плате, которую размещают в корпусе из изоляционного материала. Тринисто-ры VS1, VS2 и диоды VD1, VD2 устанавливают на плате без теплоотводов. Резисторы — МЛТ, С2-33, конденсатор — К73-17. Транзисторы VT1 и VT2 могут быть любыми из тех же серий. Вместо диодов Д231, тринисторов КУ202Н можно использовать аналогичные другие с допустимым прямым током не менее 10 А и обратным напряжением не менее 300 В. При работе с устройством запуска следует иметь в виду, что все его элементы находятся под напряжением сети 220 В, поэтому необходимо соблюдать меры предосторожности.
ЛИТЕРАТУРА
Электрические машины автоматических систем. — М.: Высшая школа, 1967.
А. Адаменко и др. Однофазные конденсаторные электродвигатели,: Сб.: "В помощь радиолюбителю", вып. 49, 1975.
В. ГОЛИК г. Брянск РАДИО №6, 1996
Для реверса переключить схему с обмотки Б на обмотку В.
Для более стабильной работы схемы следует включить параллельно цепочке R5R7 конденсатор ёмкостью 10 нФ.
Для обеспечения автоматизации пуска (резистором R7 устанавливается рабочий режим двигателя) следует ввести параллельно вышеуказанной цепочке резисторов диодно-резистивно-ёмкостную цепочку состоящую из последовательно соединённых:
Резистора 4.7 кОм
Диода КД522Б
конденсатора 22 мкФ х 25 Вольт с параллельно присоединённым к нему резистором 510 кОм.
Резистор R7 увеличить до 33 кОм.
Для повышения надёжности схемы рекомендуется распараллелить управляющие электроды тиристоров, запитав их через эмиттерные повторители на транзисторах 13003 (коллекторы к точке соединения VD3VD4R1, базы к точке соединения R2VT1, эмиттеры - каждый на свой тиристор). Доработка схемы велась в массовом порядке (такие пусковые устройства продаются у нас в магазине "Техник" и снабжаются вышеуказанной схемой) по причине того, что 2/3 продаваемых пусковых устройств не работают из-за разброса параметров деталей. После проделывания над схемой всех вышеуказанных доработок 99% схем работают безотказно. Может потребоваться подборка резистора R7.
Маугли7111 пожалуй такую схему мне счас не сваять на колене, да и платку вытравить... Но надо будет сделать, когда будет больше времени.
В общем напереключался сепроводов седня в разные стороны - вывод один - когда перефазировка на реверсе идет на конденсаторе и на него попадает ноль - то тогда шансов нету запуститься. В другую сторону когда фаза н него подаеться - работает. Переделал я чтобы фаза постоянно поступала на конденсатор, а реверс осуществлялся за счет перекидки двух из трех проводов на моторе местами. Тогда в одну сторону работает, а в другую запуск проходит но не разгоняеться, не набирает обороты. Наверное седня токи в гараже полутше. Одним словом вывод один - надо нормальные конденсаторы на даный момент и думаю все заработает.
Так что пока что спасибо всем откликнувшимся ! На даный момент наверное сезжу куда то на недельку на отдых, а потом продолжу. А может еще до конца недели поковыряюсь если найду кондери. Потянут блин они у нас едак баксов 100...
yurecl написал :
Потянут блин они у нас едак баксов 100...
Это опять польские. Не проще найти советские неликвиды типа МБГЧ, можно и не в Тернополе по инету+доставки "Автолюкс", "Ночной экспресс" и т.д. дешевле будет
за 100 $ у нас такого двигла не купишь, разве что у какого темного товарища . Етот с редуктором мне обошелся в прошлом года в 600 $.
По 4 мкф конденсаторов мне много придеться собирать чтобы дотянуть до 600 мкф . У нас есть в продаже какие то импортные пусковые (так и называються) по 100 мкф... Стоит ли брать
yurecl написал :
вывод один - когда перефазировка на реверсе идет на конденсаторе и на него попадает ноль - то тогда шансов нету запуститься. В другую сторону когда фаза н него подаеться - работает.
Так при реверсе не только конденсатор перекидывай, но и вилку в розетке переворачивай..... Впрочем, какая разница? И так должно работать.
они самые.
Только что пришел с гаража. Вы не поверете - все заработало !!!!:yu
А ларчик просто открывался. Не выдержал я седня и поехал в село. Покопался на чердаках и выковырял со старых телевизоров несколько конденсаторов. с подходящей емкостю. Приехал в гараж и начал експерементировать размерами емкости. И о чудо заработало в обе стороны при 560 МКф. Ибо исходя из рассчета 7 мкф на 100 ват мощности двигла для рабоччих и умножить на два для пуска так и получаеться... Прежними конденсаторами не получилось получить такую емкость потому что они все по 150 мкф. А тут нашел два 150+30 и два по 100. Вот такие вот дела... Большое всем спасибо за отклики, за ето время пришлось многое чего познать от Вас. Теперь можна еще податься в електротехники
Спасибо за пожелания ! Я за подвиг уже и 50 г. махнул ! Заработало - серьзно. Пуск мягкий и уверенный в обе стороны, на скорость переходит быстро. В общем супер. Из безо всяких рабочих кондеров. Придеться конечно со временем ети телевизионные поменять на более прогесивные а то немножко нагрелись после десятка пусков туда-сюда. Один даже 1972 года выпуска .
yurecl написал :
Придеться конечно со временем ети телевизионные поменять на более прогесивные а то немножко нагрелись после десятка пусков туда-сюда. Один даже 1972 года выпуска
можно и МБГЧ-2. Но удасться ли их столько насобирать. Я седня нашел только один на 4 мкф.
Думаю потянет потому что до того тянул нормально. Мне пришлось долелывать скважину на тех что по 150 мкф без реверса, с несовсем уверенным пуском, и ниче.. доделал :yu
yurecl написал :
Только что пришел с гаража. Вы не поверете - все заработало !!!!
А ларчик просто открывался. Не выдержал я седня и поехал в село. Покопался на чердаках и выковырял со старых телевизоров несколько конденсаторов. с подходящей емкостю. Приехал в гараж и начал експерементировать размерами емкости. И о чудо заработало в обе стороны при 560 МКф. Ибо исходя из рассчета 7 мкф на 100 ват мощности двигла для рабоччих и умножить на два для пуска так и получаеться... Прежними конденсаторами не получилось получить такую емкость потому что они все по 150 мкф. А тут нашел два 150+30 и два по 100. Вот такие вот дела... Большое всем спасибо за отклики, за ето время пришлось многое чего познать от Вас. Теперь можна еще податься в електротехники
Подскажите, в каком это телеке стоят 150 Мкф кондеры ?
Ага, электролитические (полярные) на 6-10-16 В...
Для запуска движка 220/380 В - самое оно!
Вообще - да. Вот:
только подключать надо из попарно-встречно При этом из 2 одинаковых полярных кондёров получаем один неполярный с удвоенным номинальным напряжением и половинной ёмкостью
То есть, 2 конденсатора 160 мкФ 160 В - дадут один 80 мкФ 320 В
Alexiy, что ето за реплика ? 6 вольт ? Разве ты не встречал там на 250-350 вольт електролитов ? Понимаю что надо на больший вольтаж для таких дел и не електролит, но и те хорошо по сегодня справляються с делом. Главное не передежать пуск.
Встречал, но в старых телеках высоковольтные "электролиты" все маленькой ёмкости - единицы-десятки мкФ.
Сотни-тысячи мкФ - обычно на низкое напряжение.
Да и ненадёжные они - очень часто "высыхали". Первейшая причина выхода из стоя любого советского БП!
Alexiy написал :
То есть, 2 конденсатора 160 мкФ 160 В - дадут один 80 мкФ 320 В
и можно идти глушить рыбу
при напряжении на паре конденсаторов ~240В, и неравной ёмкости (например один подсох) напряжение на конденсаторе может быть более 600 Вольт!!
Маугли7111 написал :
тем-же напряжением, что полярные.
нет. Напряжение на одинаковых элементах будет делиться примерно пополам, поэтому 2 одинаковых конденсатора, включенные последовательно выдержат в 2 раза большее напряжение.
Alexiy написал :
Напряжение на одинаковых элементах будет делиться примерно пополам,
Справедливо для приложения напряжения в одной и той-же полярности, а случае с встречной полярностью, это не справедливо - при обратной полярности конденсатор аботает как нелинейный резистор, и поэтому деления напряжения пополам не произойдёт.
Anat78 написал :
поэтому при таком подключении применяют шунтирующие диоды
Вот пробовал ли кто -нибудь из здесь присутствующих включение полярных "электролитов" с шунтирующими диодами?
Это ничего, что после первого же периода конденсаторы зарядятся, а разрядиться им уже не удастся?? И какой смысл в таком шунтировании? Только чтобы не взорвались ненужные конденсаторы. Ток через них течь перестаёт после того, как они зарядятся и пользы от них =0
rele_svg написал :
Это ничего, что после первого же периода конденсаторы зарядятся, а разрядиться им уже не удастся??
Вы наверное читали статью типа: многократно перепечатаную, и свято в неё верите?
"спешу" Вас обрадовать, там ошибка в схеме, правильный вариант замены вот:
rele_svg,Допустимая амплитуда переменной составляющей на частоте 50Гц" - приводится в справочниках. Обычно от 2% до 50% (чем больше емкость - тем меньше) Поэтому такое включение электролитов используется для пуска двигателя, когда нарушение теплового баланса конденсатора за 5 секунд пуска не вызовет перегрева.
Да вот на то, что электролитические конденсаторы не выдержат, если их использовать в качестве рабочих, что стопиццот раз повторенная в интернетах схема ( та, что в приведённой статье,и от которой с души воротит), неработоспособна, что диоды надо включать так, как нарисовал **юра.т
ЗЫ** ляп в посте 110 не со зла, а от пивасика. Сам же написал "шунтирующие", а в голове "отвратительная" схема с последовательными диодами.