Бортовая автомобильная сеть (+12В постоянного), потребитель до 1А.
Есть ОДНА кнопка без фиксации (нормально разомкнутая). Надо коммутировать нагрузку этой одной кнопкой. То есть этой одной кнопкой И коммутировать И разрывать.
Один раз нажал-отпустил - коммутация, еще раз нажал-отпустил - разрыв. И так далее.В цепи нагрузки будут еще другие релюшки (от терморегуляторов, допустим) - так что можно считать нагрузку слаботочкой.
При снятии питания схемка должна возвращаться в состояние "разомкнуто".
[
При включении реле кнопкой без фиксации параллельно кнопке включается нормально разомкнутый контакт реле.
Если нужно триггер (выключать вторым нажатием) - придётся тем же контактом коммутировать эту кнопку на подключение параллельно катушке какой-то подобранной нагрузки, так чтобы реле отпустило (можно конденсатор большой ёмкости с резистором последовательно + резистор параллельно кондёру для его разрядки) - а ещё проще кнопку без фиксации сделать ПЕРЕКЛЮЧАЮЩЕЙ. Тогда совсем просто.
А если отключение ТОЛЬКО пропаданием питания - тогда и этого не надо.
spy4ik написал :
Бортовая автомобильная сеть (+12В постоянного), потребитель до 1А.
Есть ОДНА кнопка без фиксации (нормально разомкнутая). Надо коммутировать нагрузку этой одной кнопкой. В цепи нагрузки будут еще другие релюшки (от терморегуляторов, допустим) - так что можно считать нагрузку слаботочкой.
При снятии питания схемка должна возвращаться в состояние "разомкнуто".
Если нужно именно то что написано в цитате то это легко реализуется одной кнопкой и реле с двумя группами контактов. (включение кнопкой и выключение при обесточивании)
Но если надо реализовать то что указано на рисунке, то кновки с контактами на замыкание ИМХО будет мало... То что Вы нарисовали - диаграмма D-триггера, в принципе легко реализуется на соответствующих микросхемах (вроде 555ТМ2 ), но никак с одной кнопкой на замыкание.
Если кнопка на переключение еще можно подумать, а так - никак!!
как это - кнопка на переключение? Если переключение на нагрузку или в холостой ход - тогда можно. И чтобы при снятии питание сбрасывалась в холостой ход.
Я ошибся - этой одной кнопкой И коммутировать И разрывать.
Один раз нажал-отпустил - коммутация, еще раз нажал-отпустил - разрыв. И так далее. Первый пост поправил.
эээ... вы меня простите, чайника - что есть электронные компоненты? я вроде не был против... мне бы лишь бы работало, и желательно чтоб сам мог минимумом пайки обойтись (ну нет у меня кроме паяльника, проводов и ножниц ничего)
Требование сброса при сбросе питания нельзя убрать. Надо. Нагревательный элемент все-таки. В машине.
Используйте шаговое (импульсное) реле, например,
ABB Реле импульсное , 1НО, 24В AC/ 12В DC артикул E251-24V или аналог.
Принцип работы: при подаче напряжения на катушку меняется состояние контакта, которое сохраняется и при отсутствии напряжения на катушке.
Если не ошибаюсь, с этой логикой работает реле дальнего света На "Волгах" 24, 2410, 3110, 3102.
Есть там реле, по-моему РС 711 и его модификация уже электронная. Логика включения такая как Вы описали. Вот его брать за основу и дорабатывать. Я бы начал с этого. тем боле что оно тоже автомобильное и ничего нового по питанию выдумывать не придется. Инете берете схему от Волги и вперед с песней
ПС Не думаю что ошибся, но на всякий случай еще проверьте. Как же давно все это было
Если делать просто, то двухпозиционное, одностабильное, реле РП-7 с преобладанием к правому контакту либо трёхпозиционное РП-5 с преобладанием нейтрального положения.
а можно пример такого реле?
(чтоб купить в москве)
и еще вопрос:
а если поставить КМОП триггер? Что-то я в продаже Т-триггеров не нашел, но например Д-триггер соединить чтобы получился Т-триггер (кажется там надо один из выходов с одним из входов соединить).
когда - то пришлось решать подобную задачу. В самодельном автомобильном приемнике делал включатель/выключатель питания на такой кнопке. Собрал на кмоп микрухе(что-то из 561 серии) работало все очень красиво. Правда, та схема обладала памятью и запоминала свое последнее состояние.Что-то типа этого...
congos написал :
когда - то пришлось решать подобную задачу. В самодельном автомобильном приемнике делал включатель/выключатель питания на такой кнопке. Собрал на кмоп микрухе(что-то из 561 серии) работало все очень красиво. Правда, та схема обладала памятью и запоминала свое последнее состояние.Что-то типа этого...
Миниатюры
я так понял резистор с конденсатором на входе триггера - фильтр помех, а сам триггер есть суть сигнал управления силовым транзистором?
Госпидя, надо было 9 лет назад слушать институтского препода...
Если вместо транзистора использовать электромагнитное реле - пойдет?
Можно ли брать смело в чип-и-дипе любой триггер (или любую их сборку) - и потом уже здесь на форуме спрашивать как его подключить?
spy4ik написал :
Если вместо транзистора использовать электромагнитное реле - пойдет?
Не пройдет по току выходного ключа триггера. Реле лучше ставить в коллектор транзистора. Только зашунтировать диодом в обратном включении.
И лучше дополнить схему цепью установки (R-C) в "0" по входу"R" триггера. Тогда при включении питания схема будет устанавливаться всегда в "0".
Кстати, входы второго триггера в корпусе лучше заземлить, чтобы статикой не вышибло.
Ребята купите любой учебник цифровая электроника для начинающих там это всё отлично описанно. Нельзя сравнивать КМОП тригер и Т тригер. КМОП (КристалМеталлОкиселПолупроводник), ТТЛ (ТранзисторноТранзисторнаяЛогика), ТТЛШ (ТранзисторноТранзисторнаяЛогика с Переходами Шотки(Был такой Учёный)) и т.д., это технология производства микросхем. А Т-тригер, это разновидность тригеров.
ep331 написал :
Ребята купите любой учебник цифровая электроника для начинающих там это всё отлично описанно. Нельзя сравнивать КМОП тригер и Т тригер. КМОП (КристалМеталлОкиселПолупроводник), ТТЛ (ТранзисторноТранзисторнаяЛогика), ТТЛШ (ТранзисторноТранзисторнаяЛогика с Переходами Шотки(Был такой Учёный)) и т.д., это технология производства микросхем. А Т-тригер, это разновидность тригеров
эээхх... да валяется где-то учебник ... его и в институте то трудно было читать... а то через 10 лет попробуй вспомни..
тем более даже после того как на бумаге нафантазируешь - идеальных элементов в продаже не бывает, а в магазине на ходу схему пересчитать - я не могу (и никогда не мог)
iale написал :
Комплементарная логика Металл-Оксид-Полупроводник
вот вот. я уж не стал спорить - и так зачморили. а словосочетание то помнится )
еще что-то помню что полевые транзисторы мощнее чем биполярные, но полевики кажется руками брать низя ибо статика...
В 2107, 2114, например, реле задних противотуманок одной кнопкой без фиксации управляется. И все это ведет себя именно так, как требуется spy4ik. Думаю его гораздо проще и быстрее купить, чем изобретать что-то самому.
Вот его номер: 2114-3747610.
ладно, давайте оставим эту тему. У меня к тому же изменения в т.з. назрели ... Просто у меня там дальше по цепи еще устройства и изменилась сама нагрузка (раньше было прерывистое реле от авто-дворников и моторчик-насосик, а теперь надо электроклапан водяной), и я так думаю их (схему управления электроклапаном) таки надо в одну схему все запихивать -
В устройстве будет, как и говорилось, кнопка с одной контактной парой без фиксации (ключ, то есть), терморезистор и электромагнитный клапан. Электромагнитный клапан нормально открытый, при приложении управляющего напряжения закрывается, при снятии - обратно открывается.. Величина управляющего напряжения пока неизвестна (вероятнее всего такое же как в сети - пост12В, ток в этом режиме пока не готов сказать). Подача управляющего напряжения происходит (должна происходить) при снижении сопротивления терморезистора ниже определенного (температура падает - сигнал подается).
Эта вся городушка-регулятор запитывается через кнопку со схемой переключения, и вся система вообще может быть обесточена извне. При запитывании вновь наш многострадальный переключатель на кнопке должен иметь состояние разомкнуто.
триггер на релюшках
без питания все как нарисовано
при подаче тоже остается
теперь нажали на PB
А2 А8 PB А10 А1 В7 В3 -
реле В сработало
и теперь ток пошел при отпускании кнопки
А7 А3 В10 В4 В7 В3 -
реле А тоже сработало
теперь пока или питание не снять или снова на кнопку нажать все так и будет висеть
нажали на PB
релюшка В оказалась закорочена через
А4 А10 PB А8 А5
и ее "отпустило"
следом по размыканию В10 В4 отпустило и релюшку А
все вроде