Телега на базе мотоблока Угра НМБ-1Н10 на склоне 30 градусов.
Посмотрите эскиз в Сама Телега и сцепка к Телеге .
Телега едет задним ходом на подъём 30 градусов. На эскизе показано, что вектор силы тяжести кузова с песком приблизился к точке опоры ведущих колёс и стал 493 мм, а был 840 на горизонтальной поверхности. Плюс к этому вектор силы тяжести мотоблока Угра стал как бы пытаться оторвать колёса прицепа от дороги. Поэтому из равенства моментов относительно точки контакта передних колёс с дорогой следует, что на задние колёса приходится только 228 кг, это 35 процентов веса от всего загруженного мотоблока 685 кг. На передние ведущие колёса приходится остальные 457 кг, а это 65 процентов!
На эскизе показано, что от кузова с песком весом 600 кг на склоне 30 градусов будет скатывающая сила 300 кг. От мотоблока весом 85 кг, будет 42,5 кг. Всего скатывающая сила 300+42,5=342,5 кг. Тут можно о многом подумать. Например, стоит ли делать на прицеп стояночный тормоз? Или на какой передаче заглушить мотоблок, чтобы он не укатился, но потом завёлся с толкача, точнее, накатом с горки? :scare В ней коэффициент сцепления колес с хорошим грунтом 0,8. Можно посчитать какая сила тяги получится от ведущих колёс. Нужно этот коэффициент умножить на реакцию грунта на эти колёса. Реакция всегда направлена перпендикулярно поверхности грунта. Реакция на передние колёса показана на эскизе 395,77 кг. 395,77*0,8=316,6 кг. – сила тяги от ведущих колёс. Её недостаточно для преодоления скатывающей силы 342,5 кг, поэтому Телегу придётся подталкивать водителю с силой более 342,5-316,6=25,9 кг или просто сесть на раму спереди двигателя. После дождя, когда коэффициент станет 0,4 придётся толкать силой более 342,5-395,77*0,4=184 кг! :eek: В таблице показано, что если ведущие колёса превратить в гусеницы или другие чудо грунтозацепы, то коэффициент сцепления станет 1,1. Это на 37,5 процента больше, чем у резиновых колёс Телеги. Тогда сила тяги будет 395,77*1,1=435,5 кг. Это на 435,5-342,5=93 кг больше скатывающей силы. И Телега полезет вверх без подталкивания водителем.
Сломается ли «нога» Угры от силы тяги 316,6 кг – не должна сломаться. При пахоте с грунтозацепами и «довесом» возникают подобные усилия на «ногу».
Если пытаться забираться на подъём передним ходом, то будет всё плохо. Вектор силы тяжести кузова с песком отдалится от точки опоры ведущих колёс и станет 962, а был 840 на горизонтальной поверхности. А, ещё и вектор силы тяжести мотоблока Угра начнёт чуть опираться на колёса прицепа. Тогда сила от ведущих колёс о хороший грунт будет значительно меньше (найдите на эскизе 182 кг): 182*Cos(30)*0.8=126 кг. Скатывающая сила больше на 342,5-126=216,5 кг. Тут дело хуже, чем после дождя задним ходом – тоже, лучше не рисковать. :swoon Если превратить ведущие колёса в гусеницы, то сила тяги будет: 182*1,1=200,2 кг. Это всё равно меньше скатывающей силы на 342,5-200,2=142,3 кг. И Телега будет двигаться вниз с заторможенными гусеницами. :( Ещё в этой таблице 13.1 есть коэффициент сопротивления качению. Для грунтовой дороги он 0,05. Теперь можно узнать с какой силой надо толкать Телегу массой 685 кг. по грунтовой дороге если двигатель вдруг сломался: 0,05*685=34,25 кг! Это под силу человеку. Но, лучше толкать по асфальту 0,02*685=13,7 кг. Если разгрузить телегу то по грунтовой дороге пустая Телега весом 135 кг покатится от усилия 0,05*135=6,75 кг (без учёта сопротивления шестерён). Так каждый может посчитать про свой мотоблок с прицепом. Умножьте его общий вес на коэффициент сопротивления качению из таблицы. :) Вернёмся к груженой Телеге на склоне 30 градусов. Этот коэффициент сопротивления качению будет препятствовать скатываться Телеге с усилием 0,05*395,77=19,8 кг. Ну, и будет препятствовать подъёму с таким же усилием. Получается, что подталкивать телегу придётся с усилием не 25,9 кг как мы посчитали выше, а 19,8+25,9=45,7 кг. :o