Присоединяйтесь к сообществу Мастерград

Зарегистрироваться
#2967492

Долго думал как назвать тему. Так и не придумал.
Собственно говоря мне очень интересно послушать правила работы которые вырабатываются с годами у частных электромонтажников.
Раскажу о себе, чтобы стало понятней.
Я работаю электромонтажником 3 года. Начинал с простой установки розетки. Данный форум помог мне достигнуть уровня лучшего частного мастера в нашем городе. Город не большой - 40 тысяч населения. Кое какие правила сотрудничества с клиентами у меня уже выработались.

  1. Правило 1. Предоплата 50% от предполагаемого обьема.
    Это дисцплинирует заказчика и успокаивает меня во время работы. В наше время могут кинуть. Уйти с 50% процентами гораздо веселей чем уйти с ничем. Если клиент нашел меня без рекомендаций, его опасения довольно обоснованный отдавать половину цены. Поэтому я предлагаю это сделать в день начала работ под залог инструмента. На данный момент ни разу заказ не срывался по причине этого моей требования.
  2. Правило 2. Работаю по прайсу, а не на глаз. Это позволяет мне спокойно относится к неменуемым изменениям в проекте. Бывали случаи когда я существенно ошибался (примерно 25%) в большую или меньшую сторону. Не хочеться терять деньги из-за того, что ты брякнул языком неосторожную цифру. Фраза "сколько закажете за столько и заплатите" действует успокаивающе на добросовестного клиента.
  3. Правило 3. Пока еще не железное, но видимо прихожу к этому. Короче, хочу не наживаться на материале. Три года показали, что существенно ты не выиграешь, а вот хитрая рожа становиться видна за километр. Когда твои глаза горят наживой за счет скидки в магазине. Прихожу к тому, чтобы спокойно отдавать настоящий товарный чек с твердой уверенностью что ты не барыга. Сколько не обьясняй клиенту, что скида ему не принадлежит - все равно для него ты барыгой выглядишь. Короче как-то так.

С удовольствием послушаю ваши правила выработанные опытом.

BravoOrlov написал :
Город не большой - 40 тысяч населения.

Воронеж немного больше. Среди городов Воронежской области с населением 40 тысяч не нашлось чего-то.
Кроме электромонтажа Вы на все руки, так? Берётесь и за отделку и за гипсокартон и за столярку?

Что по сути, у многих есть Правило 0 Доверяй своему чутью и лучше не бери заказ у гнилого клиента.

С правилом номер один вы растеряете всех клиентов. Второе правило правильное. Третье не правильное, на материале зарабатывать можно и нужно.

Регистрация: 25.05.2006 Москва Сообщений: 33773

У меня стаж электромонтажных работ несколько побольше, разумеется, и потому аналогичные правила видоизменились до неузнаваемости.

BravoOrlov написал :
Правило 1. Предоплата 50% от предполагаемого обьема.

Никаких предоплат или авансов я не беру принципиально - досрочно выплаченные деньги, пусть и мизерные, делают тебя перед заказчиком должником с соответствующими обязанностями и отношением к тебе, а не будучи никому и ничего не должным, можно в любой момент плюнуть, свернуться и "помахать дяде ручкой". Подобное, разумеется, большая редкость, но чисто психологическое состояние во время производства работ делает чудеса, когда начинаешь понимать, что понятие "свободный труд" вовсе не утопическое. Закончил этап работ - получил заработанные, заранее оговорённые в процентном отношении от договорной суммы, деньги и никто никому ничего не должен. Все счастливы и все довольны ...

BravoOrlov написал :

  1. Правило 2. Работаю по прайсу, а не на глаз.

Прайс использую исключительно при выполнении разовых работ, доделок, переделок ... При выполнении всего комплекса электромонтажных работ оговаривается и утверждается обеими сторонами конкретная сумма, которая, независимо от чьих-либо ошибок при формировании этой суммы, остаётся константой. Для исполнителя открывается при таком подходе широкий простор для творчества, когда не думаешь про "лишние" дырки и метры, а появляется извечное для человечества стремление к идеалу. Для заказчика подобный поход к оценке труда тоже очень удобен и не располагает к традиционным сомнениям "хватит денег расплатиться - не хватит ...".

BravoOrlov написал :

  1. Правило 3. Пока еще не железное, но видимо прихожу к этому. Короче, хочу не наживаться на материале.

Хорошее правило, но его можно назвать "правилом в первом чтении", "во втором чтении" ... Думаю, что со временем у многих это правило будет переходным, как и для меня. На данном этапе вы уже понимаете, что фарцовка материалами это слишком мелко и недостойно профессионала, но ещё не дошли до угнетающего порой психологического состояния, когда вы точно знаете, что ничего не навариваете на закупках и совесть ваша чиста, но при этом точно знаете, что заказчик в этом точно не уверен, а то и просто уверен, что вы "не очень хило навариваете на закупках", но в глаза это не говорит, отчего возникают отношения, которые назвать доверительными язык не пошевелится. Позднее всё чаще и чаще начинает появляться нехорошая мыслишка - "я ничего с этого материала не имею, но заказчик-то всё-равно думает, что я ему левые чеки подсовываю, так зачем его разочаровывать и не позволить себе "наварить" немного - отношение-то всё-равно не изменится ...".
Чтобы исключить подобные толки, недомолвки, дрязги, суровые лица товарищей ..., я поступаю проще - составляю спецификацию на материалы с подробной пояснительной запиской где и что можно купить подешевле, а где подороже, но сразу практически всё, и пересылаю заказчику, а заказчик уже сам решает как распорядиться своими деньгами и временем.

Существуют, несомненно, и другие правила, но они появятся в процессе обсуждения.

Терминология: наживаться..., не уместна в бизнесе. Есть зарабатывание денег, а барыга это тот кто увиливает от налогов. Я беру материалы по скидке которую заслужил тем что регулярно покупаю, почему я должен по этой же цене отдавать клиенту? Это нонсенс

Регистрация: 25.05.2006 Москва Сообщений: 33773

leonard написал :
Я беру материалы по скидке которую заслужил тем что регулярно покупаю, почему я должен по этой же цене отдавать клиенту? Это нонсенс

А кто вас заставляет? Не отдавайте.

leonard написал :
барыга это тот кто увиливает от налогов

Поздравляю!!! Мы живём в стране барыг ...

leonard написал :
Терминология: наживаться..., не уместна в бизнесе. Есть зарабатывание денег

Если решили про терминологию поговорить, то уместнее сказать "заниматься делом, приносящим доход".

Кроме электромонтажа Вы на все руки, так? Берётесь и за отделку и за гипсокартон и за столярку?

Это хобби, не профессионально.

Закупка материала, как я считаю, входит в качественные услуги. Меня часто об этом просят. Вот и сегодня в очерденой раз поеду докупать материал. Как-то не ловко мне говорить клиенту, то это тоже стоит денег. Поэтому не буду говорить. Просто включу все это в расценки работ - в цену штрабы, точки, рщ.

При выполнении всего комплекса электромонтажных работ оговаривается и утверждается обеими сторонами конкретная сумма, которая, независимо от чьих-либо ошибок при формировании этой суммы, остаётся константой.

Не могу согласиться с этим правилом. Мне будет трудно расстаться с клиентом, который захочет изменять проект 10 раз. Вы говорите о доделки в 1-2 розетки, а я говорю о назначении цены, когда порой клиент вообще не знает, что он хочет, а цену спрашивает.

Регистрация: 29.07.2009 Нижний Новгород Сообщений: 2542

BravoOrlov написал :
Предоплата 50% от предполагаемого обьема.

BravoOrlov написал :
в день начала работ под залог инструмента.

В данный момент - 30% от стоимости работ. И не под залог инструмента, а в день завоза последнего на объект: зачастую даже весьма смелые пожелания заказчика стоят много дешевле используемого оборудования.

BravoOrlov написал :
Работаю по прайсу, а не на глаз.

Общая стоимость работ. Дополнительные работы по желанию заказчика ("вот тут еще розеточку, а тут - четыре вместо двух") оплачиваются отдельно, цена вопроса оглашается до начала решительных действий.

BravoOrlov написал :
спокойно отдавать настоящий товарный чек

В данный момент приобретаю материалы самостоятельно, товарные и кассовые чеки передаются заказчику. В дальнейшем планирую целиком возложить закупку на плечи последнего, разрабатывая только спецификацию.

Общая стоимость работ. Дополнительные работы по желанию заказчика ("вот тут еще розеточку, а тут - четыре вместо двух") оплачиваются отдельно, цена вопроса оглашается до начала решительных действий.

Я пробовал так делать, но увидел, что это смотриться не красиво... мелочно. Далеко не всегда заказчик понимает, что порой одна розетка тянет за собой существнные технологические доработки, а это в свою очередь смету тянет вверх. Мне неудобно после каждого изменения устно обговаривать увеличение сметы. К примеру сейчас добавилось замазка штрабы в полу, розетка под телефон и еще кое что. Не удобно мне за тыщу-полторы опять возвращаться к оплате, но и выкидывать ее не хочеться эту тыщу. Ведь разговор об оплате это всегда неприятный разговор. Лучше к нему возвращаться по-реже.

Марсик написал :
В данный момент приобретаю материалы самостоятельно, товарные и кассовые чеки передаются заказчику. В дальнейшем планирую целиком возложить закупку на плечи последнего, разрабатывая только спецификацию.

Тоже также хотел бы, но есть сложности.

  1. Составлять спецификацию нужно точно знать проект. Когда клиент сам не знает его точно, это проблема.
  2. Затраты на составление точно спецификации и передача ее клиенту по труду сопастовимы с самой закупкой товара, только не оплачивается. Пока мне легче самому купить с небольшим запасом.
  3. Иногда можно сварьировать. К примеру, у меня есть мешок плитоного клея которым я замажу штрабу в полу. Но чека разумеется нет. Поэтому в магазине я куплю нужные мне материалы - буры, перчатки и прочее, а в чеке в магазине напишут на эту сумму плиточный клей. Мелочь, но зато оптимально. Те же клемы иногда тратишь свои, не ехать же за парой-тройкой клемм в магазин.

Регистрация: 29.07.2009 Нижний Новгород Сообщений: 2542

BravoOrlov написал :
я говорю о назначении цены, когда порой клиент вообще не знает, что он хочет, а цену спрашивает.

И как тут назвать цену?...

BravoOrlov написал :
Я пробовал так делать, но увидел, что это смотриться не красиво...

BravoOrlov написал :
Мне неудобно после каждого изменения устно обговаривать увеличение сметы.

Ну так не увеличивайте, кто ж неволит! Однако, как-то не вяжется это с

BravoOrlov написал :
Работаю по прайсу

BravoOrlov написал :
акупка материала, как я считаю, входит в качественные услуги. Меня часто об этом просят. Вот и сегодня в очерденой раз поеду докупать материал. Как-то не ловко мне говорить клиенту, то это тоже стоит денег.

Подумайте о затратах времени, средства на транспорт, будущие проблемы со здоровьем от холода и перемещения тяжестей....

BravoOrlov написал :
Те же клемы иногда тратишь свои, не ехать же за парой-тройкой клемм в магазин.

Ну да. Вот к примеру WAGO на люстры штук 20 уйдёт на квартиру, а они по 10 рублей. А покупал я их вообще пачкой и довольно давно. И так довольно часто: то несколько ГМЛ, то изолента.
Опять же в спецификацию закупок включать надо буры, диски для болгарки по бетону, долота, биты для шуруповёрта (это всё расходка).

web-rr написал :
Опять же в спецификацию закупок включать надо буры, диски для болгарки по бетону, долота, биты для шуруповёрта (это всё расходка).

обычно в спецификацию включают то что останется у клиента
расходка в смету идет

BravoOrlov написал :
Правило 3. Пока еще не железное, но видимо прихожу к этому. Короче, хочу не наживаться на материале. Три года показали, что существенно ты не выиграешь, а вот хитрая рожа становиться видна за километр. Когда твои глаза горят наживой за счет скидки в магазине. Прихожу к тому, чтобы спокойно отдавать настоящий товарный чек с твердой уверенностью что ты не барыга. Сколько не обьясняй клиенту, что скида ему не принадлежит - все равно для него ты барыгой выглядишь.

А что если взять в магазинах их прайс-листы и показать клиенту перед составлением сметы их, а не чеки? Типа, вот варианты: тут дороже, тут дешевле, тут качественнее, тут быстрее и т.д. Заказчик сам выберет вариат и тогда Вы со спокойной совестью составляете смету по выбранному им прайс-листу.
Думаю, что такой стиль работы снимет подозрения клиентов в завышении цен на материалы и оставит Вам скидку поставщика.

Вообще-то Ваши отношения с заказчиками и с поставщиками - это разные сделки и разные рынки. В идеале их нужно развести и не смешивать. В идеале, торговаться с каждой из сторон нужно отдельно, независимо.

Думаю, что такой стиль работы снимет подозрения клиентов в завышении цен на материалы и оставит Вам скидку поставщика.

Не рабоает этот совет. Магазин должен вам дать чек по цене указанной в прайсе, а реально продать со скидкой. Этот мухлеж не любит налоговая.

BravoOrlov написал :
Не рабоает этот совет. Магазин должен вам дать чек по цене указанной в прайсе, а реально продать со скидкой. Этот мухлеж не любит налоговая.

Я советовал не это.

Зачем заказчику чеки? Чтобы знать, что его не обманули с ценой на материалы. Эти копейки (5-10% скидки от магазина) заказчику не важны. Ему главное знать, что цена в смете справедливая и он не лох. Для этого достаточно показать прайс-лист. После этого он не будет требовать показать чеки.

Внаглую позволю себе отписать в теме, довольно далекой от меня (все равно уже все привыкли )
В юриспруденции (где я и работаю) крупные и выше средних (к коим я отношусь) компании давно уже выработали четкое правило: 100% предоплата вперед - раз Вы пришли именно к нам - Вы знали зачем пришли, а вот о Вас мы не знаем ничего. Самые ТОПы не только 100% предоплаты берут, но и 100% гонорара в случае выигрыша дела (если проиграли - 100% возвращают). На недавней конференции как раз это обсуждалось: почему так, ведь теряется уйма клиентов? - Потому что как только работа выполнена - у клиента пропадает 100% мотивации оплатить услуги, а взыскать их принудительно даже для ТОП-1 очень и очень сложно.

Если взять, к примеру, судебное представительство (что более всего похоже на электромонтаж), то все смежные расходы "по приобретению расходки": доверенности, судебный сбор, перевод документов оплачивает клиент. Как Авмал верно отметил, мы даем клиенту перечень нотариусов и переводчиков + банковские реквизиты судов и клиент сам все делает. Если ему в лом - мы открыто предупреждаем, что можем сделать все сами но за доп. плату - вот вам и "потом, кровью и бывшими заказами заслуженная скидка".

Мелочь типа почтовых расходов и бензина сразу включается в счет (тут можно провести аналогию с кругами болгарки и изолентой) - а значит даже если 100-10000 рублей и остались неиспользованными (судья решил дело за 1 заседание, иск вернули без рассмотрения и т.п.) они остаются у нас.

исходя из этого, я могу Вам предложить к рассмотрению следующий вариант:

  1. Предоплата - % Вам виднее. Но если пришли лично к Вам - составляйте смету, пусть её подписывает клиент и платит 100%. Тогда и опасений что не хватит, просьб а давайте ещё розетку и Ваших нервов о неуплате просто не будет.
  2. Скидка - честно предупреждать - обща стоимость такая - хотите дешевле - ищите сами, лень - давайте 100 р., а то, что я купил за 90 р. - это не Ваше дело, но чек действительно отдавать.
  3. В случае использования собственного имущества, предварительно обсудить это с Клиентом и, в случае согласия, составлять отдельную смету с той же 100% предоплатой.

пардон, если не в тему

Регистрация: 25.05.2006 Москва Сообщений: 33773

BravoOrlov написал :
Не могу согласиться с этим правилом. Мне будет трудно расстаться с клиентом, который захочет изменять проект 10 раз.

BravoOrlov написал :
Составлять спецификацию нужно точно знать проект. Когда клиент сам не знает его точно, это проблема.

Правило 4. Не начинать какие-либо работы до ПОЛНОЙ готовности, согласованного с заказчиком и утверждённого им, рабочего проекта.

drdollar написал :
Предоплата - % Вам виднее

я не беру
не хочу полной зависимости от клиента
беру по дням или по этапам

Регистрация: 29.07.2009 Нижний Новгород Сообщений: 2542

BAD электрbr написал :
не хочу полной зависимости от клиента

Взамен Вы запросто можете получить зависимость от его кошелька/настроения/размахов_шоппинга_супруги_накануне/фаз_луны etc.

drdollar написал :

  1. Скидка - честно предупреждать - обща стоимость такая - хотите дешевле - ищите сами, лень - давайте 100 р., а то, что я купил за 90 р. - это не Ваше дело, но чек действительно отдавать.

Зачем отдавать третьему лицу (заказчику) документ (чек), который отражает отношения между мастером и поставщиком? Тут что-то не стыкуется с точки зрения юриспруденции.

Юрка написал :
Тут что-то не стыкуется с точки зрения юриспруденции.

почему? Если Вы с заказчиком договорились, что покупаете материалы за его деньги, которые Вам выданы предварительно (например больше чем надо, меньше чем вышло) или вообще за свои - и Вам есть на что опереться, и ему спокойнее видеть оф. сумму.
Вы же покупаете как физ.лицо, а не субъект предпринимательства - зачем Вам вообще чеки? Далее, если вдруг где-то через неделю-месяц-год окажется брак... как обменять товар без чека?

Регистрация: 25.05.2006 Москва Сообщений: 33773

Марсик написал :
Взамен Вы запросто можете получить зависимость от его кошелька/настроения/размахов_шоппинга_супруги_накануне/фаз_луны etc.

При такой зависимости вы можете в любой момент расстаться с заказчиком, а при получении аванса вы получаете зависимость до окончания работ, независимо от сложившихся с заказчиком отношений.

Мы делаем так.
За отдельные работы предоплат не берем ("под ключ" - берем 1 аванс).
Берем полностью деньги на материалы (в начале составляем смету - где всего 2 цифры - стоимость работ и стоимость материалов и к ней приложение - эскиз или проект).
Выполняем работу - и получаем деньги. Если были переделки - то сразу предупреждаем, что каждая переделка + 5 тыщ р.
Если заказчит не платит деньги - говорим что забираем все материалы. Случае не оплат пока не было.
Чеки отдаем по желанию клиента - нужны - отдаем - не нужны - не отдаем. Цены там розничные.

avmal написал :
независимо от сложившихся с заказчиком отношений.

но ведь существуют гражданско-правовые отношения Если брать "шабашки" - пожалуй, Вы правы на 100%.
Но а если дело "поставлено на широкую ногу" как в случае ТС, уже можно регистрироваться ИП и все моменты прописывать в договоре. Самое приятное - 100% предоплата, которая не возвращается при нарушении "поведения заказчика".

Всегда существует проблемный клиент. Но это по 1 минутам разговора понятно. Если вижу такого клиента, то договор и 100% оплата сразу же. Но это бывает в 2 случаях из 10.

Ну, в общем, ещё раз убеждаюсь, что глупо навязывать свои правила другим. Рынок отберёт тех, у кого правила правильные от тех, у кого неправильные. Только потом чур не плакать.

Нет - неправильно. У тех у кого неправильные правила - это явление временное - потом они станут правильными. Все учатся на своих ошибках - а не на чужых. Пока опыта мало - можно не прочувствовать проблемного клиента - вот отсюда и получаются неправильные правила.